суббота, 18 января 2014 г.

Глиняный рассказ и детали для тёплого чаепития

салфетка (нить: 100% лён)

несколько лет тому назад проходила в Гродно выставка-ярмарка мастеров народного и просто творчества. тогда ещё Ванюшка был маленький, и я не всегда участвовала в жизни города, скорее даже - вообще не участвовала. но приехали к нам друзья, и было лето, и было весело, и тепло так было всем, не столько даже от погоды, а вообще... 
я ходила среди прилавков в ожидании чего-то особенного, что тронуло бы меня до глубины души, так сказать. было то, и было это, было много прекрасных работ. и ткачество, которое меня тоже очень привлекает, и пэчворк, сложный и яркий, и куклы текстильные, и глина... а я всё ходила взад-и-вперёд, стараясь понять, что же меня ещё держит здесь, куда несут меня мои ноги, и почему они носят меня по одному и тому же маршруту туда-сюда. 
я присела посмотреть, как женщина в народном сарафане плела изысканные кружева на коклюшках, которые бегали в её руках, как живые..
прошла дальше  -  засмотрелась на полотна-покрывала, шитые из ярких лоскутов, на лоскутные подушки, картины..


на столе у одной девушки собралась целая компания разнообразных тильд: они переговаривались и весело посматривали на прохожих-покупателей

и вот тут-то.. тут-то и произошло оно

я перемигнулась с одной хорошенькой куколкой, отвела взгляд назад, за спину

набор салфеток под кружки (нить: 100% хлопок)

за прилавком стояли скромного вида парень и девушка. они были такие светлые.. глаза их были наполнены не сумбуром ярмарки, не желанием выгоднее продать и привлечь к себе покупателей с толстыми кошельками.. они были наполнены спокойным светом, таким вот миром, который был как нечто нереальное в огромной массе ярморочных ярких красок, громкой музыки, тысяч людей, ищущих, как, впрочем, и я, - такое-эдакое..


я опустила глаза - 
на столике выстроены глиняные горшочки-миски-кружки-пиалы-кринки-для-молока
мне очень захотелось потрогать-прикоснуться к этой глине..
в центре стояли пузатые глазурованные горшки для запекания, песочного цвета кринки,
а ближе к краю - чуть поодаль - то самое, о чего затрепетало моё сердце


это были достаточно большого размера пиалы, вылепленные мастером вручную
каждая была непохожей на другие - они все были такими особенными
на их стенках остались следы пальцев человека, который лепил их, они прямо пестрили отпечатками его пальцев, которые пересекались-нахлёстывались-друг-на-дружку-складывались-в-диковинные-узоры-внимательно-и-осторожно поглаживая и придавая форму своему изделию
тем самым форма пиалы была неровная, кое-где горбатая, в небольших складочках-трещинках ободок, к которому касаются губы при питье был немного грубоватым, утолщённым, но это ещё больше придавало индивидуальности этой работе
глазури не было - глина была матовая, натурального, живого цвета - 
это было прекрасно
окрас был тоже неровный - где-то рыжий, где-то коричневый, чуть потёртый

и!
было у пиалы три маленьких кругленьких ножки, такие, конечно, тоже не совсем кругленькие, вовсе не идеальные, а такие, какие и должны, впрочем, вырасти у такого рода пиал
ножечки ну просто загляденье! тут, тут и тут. Раз - и они втроём держат эту большую пиалу с лёгкостью!

я просто онемела, глядя на них, вертя их в руках, гладя по всем этим неровностям, глядя им внутрь
и все эти перечисленные мной сейчас мысли роились в голове, и их было намного-намного больше, и мне казалось, что я чувствую всю их жизнь от самого зарождения..
да - это было прекрасно..

мы познакомились с этой молодой семейной парой, взяли контактный номер телефона мастера,
купили пару пиал и ещё большую миску
я летела домой, как на крыльях, уже смакуя чай-травы-даже воду из этих сосудов..

и. так часто случается. перешагнув порог дома, я, не разуваясь даже, принялась доставать их из сумки, чтобы в который раз полюбоваться. и. они, как в замедленной съёмке, с высоты моих рук падают на пол. слёзы так же, с высоты, падают на пол. разбиты.
сохранилась только большая миска.

К чему весь это рассказ? 
Когда я вязала салфеточку к глиняной кружке, которая представлена на первом фото 
(это не та, конечно, техника лепки и не та пиала, естественно), часто вспоминала ту самую встречу, так всколыхнувшую меня

П.С. спустя некоторое время хотела заказать у мастера ещё подобные пиалы (он из другого города) - он был грустен и говорил о том, что спрос на данного рода изделия очень и очень невелик, если не близок к неспросу. таким пока не занимается.
вот.

2 комментария:

  1. Салфеточки замечательные))
    Прекрасный рассказ )) Действительно, то что сделано с любовью, руками человека, излучает добро ))) Такие вещи всегда милее сердцу чем фабричные, которые кажутся бездушными))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо)
      и правда, руки человека вместе с сердцем творят чудеса

      Удалить